проблемы экрано — планостроеиия

V

Приведенные обобщение н анализ развития за рубежом аппаратов, использующих благоприятное влияние близости экрана, позволяет сделать ряд выводов.

Идея создания судов и аппаратов с динамической воздуш­ной подушкой — экранопланов впервые возникла в начале 30-х годов. Научно-исследовательские н опытно-конструкторские ра­боты, направленные на создание экранопланов, проводились с середины 30-х годов, однако наиболее интенсивные исследова­ния в области околоэкранной аэродинамики, а также строи­тельство опытных аппаратов начались в послевоенный период.

К настоящему времени многие сложные проблемы экрано — планостроеиия успешно решены усилиями ученых и конструк­торов ряда стран — созданы опытные аппараты, обладающие достаточной устойчивостью и способностью летать как вблизи опорной поверхности, так и за пределами влияния землн. Ве­дущие зарубежные специалисты на базе накопленного опыта разрабатывают проекты транспортиых экраноплаиов массой до 300 т. Одновременно с конструкторскими работами в обла­сти экранопланостроения и выбором оптимальных решений технических вопросов значительное внимание уделяется оценке транспортной эффективности нового средства, сопоставлению ее с технико-экономическими и эксплуатационными характери­стиками СПК, СВП н самолетов.

По мере выявления зарубежными специалистами основных технических характеристик перспективных экраноплаиов и ус­пешного решения сложных проблем по созданию крупных ап­паратов все большую заинтересованность в таких работах про­являют военные ведомства. Уже известны проекты крупных кораблей-экранопланов различного боевого назначения.

Несмотря на некоторые успехи экраноплаиостроителей н весьма положительные результаты оценки транспортной эф­фективности этих аппаратов, темпы их развития за рубежом поразительно низки и значительно отстают от известных про­гнозов ведущих зарубежных специалистов. Так, за истекшие 10—12 лет не только не созданы 100—200-т экраноплаиы, но н перечень небольших опытных аппаратов за этот период по­полнился всего двумя новыми экранопланами, из которых один является модификацией ранее построенного.

[1] Иногда угол стреловидности отсчитывают от передней кромки крыла.

[2] Более подробно см. сб. «Катера и яхты», Л, «Судостроение», I974, № 5(51).

[3] В соответствии с принятой в СССР шкалой балльности моря этой вы­соте волн при трехпроцентной обеспеченности соответствует трсхбалльпое Волнение.

[4] Surface Effect Take off and Landing—аппарат, использующий для взлета и посадки эффект экрана.

[5] Отмеченные особенности экраноплана авторами исследования были оценены столь высоко, что они сочли возможным выделить подобные аппа­раты в отдельную группу крылатых судов, использующих эффект экрана, типа WSEV — Winged Surface Effect Vehicles.

[6] Имеется в виду так называемая полная массовая отдача, когда в полез­ную нагрузку включают массу топлива, перевозимых пассажиров н гр}за, а также массу запасов провизии

[7] = ^п. н + GK Сд у + GT. с.