проблемы экрано — планостроеиия
V
Приведенные обобщение н анализ развития за рубежом аппаратов, использующих благоприятное влияние близости экрана, позволяет сделать ряд выводов.
Идея создания судов и аппаратов с динамической воздушной подушкой — экранопланов впервые возникла в начале 30-х годов. Научно-исследовательские н опытно-конструкторские работы, направленные на создание экранопланов, проводились с середины 30-х годов, однако наиболее интенсивные исследования в области околоэкранной аэродинамики, а также строительство опытных аппаратов начались в послевоенный период.
К настоящему времени многие сложные проблемы экрано — планостроеиия успешно решены усилиями ученых и конструкторов ряда стран — созданы опытные аппараты, обладающие достаточной устойчивостью и способностью летать как вблизи опорной поверхности, так и за пределами влияния землн. Ведущие зарубежные специалисты на базе накопленного опыта разрабатывают проекты транспортиых экраноплаиов массой до 300 т. Одновременно с конструкторскими работами в области экранопланостроения и выбором оптимальных решений технических вопросов значительное внимание уделяется оценке транспортной эффективности нового средства, сопоставлению ее с технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками СПК, СВП н самолетов.
По мере выявления зарубежными специалистами основных технических характеристик перспективных экраноплаиов и успешного решения сложных проблем по созданию крупных аппаратов все большую заинтересованность в таких работах проявляют военные ведомства. Уже известны проекты крупных кораблей-экранопланов различного боевого назначения.
Несмотря на некоторые успехи экраноплаиостроителей н весьма положительные результаты оценки транспортной эффективности этих аппаратов, темпы их развития за рубежом поразительно низки и значительно отстают от известных прогнозов ведущих зарубежных специалистов. Так, за истекшие 10—12 лет не только не созданы 100—200-т экраноплаиы, но н перечень небольших опытных аппаратов за этот период пополнился всего двумя новыми экранопланами, из которых один является модификацией ранее построенного.
[1] Иногда угол стреловидности отсчитывают от передней кромки крыла.
[2] Более подробно см. сб. «Катера и яхты», Л, «Судостроение», I974, № 5(51).
[3] В соответствии с принятой в СССР шкалой балльности моря этой высоте волн при трехпроцентной обеспеченности соответствует трсхбалльпое Волнение.
[4] Surface Effect Take off and Landing—аппарат, использующий для взлета и посадки эффект экрана.
[5] Отмеченные особенности экраноплана авторами исследования были оценены столь высоко, что они сочли возможным выделить подобные аппараты в отдельную группу крылатых судов, использующих эффект экрана, типа WSEV — Winged Surface Effect Vehicles.
[6] Имеется в виду так называемая полная массовая отдача, когда в полезную нагрузку включают массу топлива, перевозимых пассажиров н гр}за, а также массу запасов провизии
[7] = ^п. н + GK Сд у + GT. с.